История Айкидо

Ключевой фигурой в создании направления в боевых искусствах Айкидо стал Морихэи Уэсиба. Родившись в 1883 г. и получив от отца самурайскую гордостьи понятие воинской чести, Уэсиба прошел большую и трудную жизнь.

Он изучал Дзюдо, Сумо, Киторю, Дайторю. Его учителями были такие мастера, как Тодзава Токусабуро, Такаки Киэти и, наконец, великий учитель школы Дайто-рю Айки-дзюцу Такэда Сокаку, встреча с которым стала переломным моментом в жизни Уэсибы, обретшим не столько учителя, сколько идею гармонии, мира, равновесия, которая лежит в основе столь жестоких и опасных боевых искусств.
Именно Такэда Сокаку знакомит Уэсибу с мистическим понятием «айки», которое станет основой его собственной системой боевых искусств. Всю теорию будущего айкидо, равно как и его название Морихэи Уэсиба выносит из школы Дайто-рю, удивившей его гармоничным сочетанием духовного и практического.

Истоки Айкидо Морихэи Уэсиба начинаются в Дайто-рю айки-бу-дзюцу («Боевое искусство единения энергии Ки из усадьбы Великого Востока»). Эта элитная школа, согласно легендам, была основана одним из сыновей императора Сэйва (IX век) принцем Тэйдзюном, который в свою очередь учился искусству Цыньна – «заломы и захваты» у китайских буддийских монахов – паломников. Основной принцип Цыньна – непричинение вреда живому. А понятие «айки» появилось применительно к боевым искусствам в IX в.: в переводе с китайского «айки» есть Хэци – даосские ритуалы, перекочевавшие и в буддизм виде мистических практик слияния энергии человека с «телом Будды». Именно так и понимал выражение «айки» сам Уэсиба.

Став одним из лучших учеников в школе Дайто-рю айки-дзюцу у Такэды Сокаку, будущий создатель айкидо Морихэи Уэсиба в 1922 году аттестуется у Сокаку и получает степень «кёдзю-дайри». Дальнейшая история Морихэи Уэсиба связана с его поисками стилевой самоидентификации и наполнения страшного и безжалостного Дайто-рю философским и духовным содержанием, что, в итоге, привело его к Онисабуро Дэгути – синтоистскому проповеднику «Учения о Великой основе» - Омото-кё. Сущность этого Учения вкратце сводилась к духовному поиску Великого Начала этого мира, отсутствие которого приносят в
этот мир жестокость и насилие. Дэгути утверждал, что увлечение Уэсибы боевыми
искусствами поможет ему осознать высшую цель своего развития – достижение гармонии с Единым божеством. Выслушав доводы Уэсибы, Дэгути дал ему благословение: «пусть искусство боя служит созданию царства гармонии в этом мире».

В 1938 году Уэсиба переименовал своё детище из Айки-бу-дзюцу в Айки-будо, приобретя статус духовного Пути к «единству ки». Миссионерская и проповедническая деятельность священника Уэсибы в китайской Манчьжурии приводит его к более глубоким духовным открытиям и знакомство с У-шу привносит в его новую технику элементы мистической энергетической составляющей, что, собственно, и отличает Айкидо от прочих видов «внешнего» контактного боя.

На рубеже 1941-1942 годов Уэсиба переименовывает свою школу и она приобретает
окончательное название «Айкидо» (Путь гармонии Ки). Его ученик Минору Хираи
регистрирует это название в центре боевых искусств Бутокукай и оно становится
официальным наименованием школы. Из айкидо исчезают навсегда эффективные приёмы, заломы рук, мощные броски, ибо с того момента всё стало подчиняться единственной мысли – достижению внутренней гармонии в человеке и его равновесия с миром.
Айкидо делает из вас Сильных, Уверенных в себе мужчин и женщин для установления Покоя, Мира, Доброжелательности, связуя всё с извечными Ценностями.

Смысл победы в отсутствии конфликта. Смысл отсутствия конфликта в отсутствии отделённости.

— Морихэи Уэсиба