Айкидо и жизнь

Жизнь – это искусство. Жить и уметь быть счастливым, радостным, не путать понятия и называть вещи своими именами; не болея, иметь понятное будущее, реальное ощущение себя и каждого момента своей данности – всё то же искусство. Если вспомнить о Чуде нашего появления на этот свет, то окажется весьма очевидным, что для того, чтобы это Чудо не превратилось в банальность и регрессивный путь, надо что-то делать со своим организмом и душой.

Иной раз достаточно понимания того обстоятельства, что для просто хорошей и качественной внутренней жизни нет надобности «ломать копья» из-за наличия или недостатка того или иного количества денег. Более того, к счастью и здоровью деньги не имеют практически никакого отношения. С этим утверждением многие могут поспорить, но факт остаётся фактом. Для качественного проживания и умения всякий момент превращать в праздник хватит смирения перед торжеством Творения и превращения своей жизни в Искусство.

Все значимые доктрины мира о том, как же прожить счастливо и в здоровье не могут являть свою сакральность просто так. На плаву ничего не болтается, чтобы мы могли вот так спокойно лицезреть тайну Бытия. Ровно, как и то обстоятельство, что, как многим кажется вполне очевидным, у способа жить спокойно, достойно и со смыслом есть такая же правда и тайна, что всегда рассматривается как нечто недоступное пониманию. Всё, что однозначно хорошо и целостно, на удивление просто и понятно. Умение жить и быть здоровым – одновременно тайна и явь. Однако чтобы понять, почему и как можно сохранять своё, данное от рождения здоровье, надо вести специфический способ жизни, а не просто прожигать то, что дано Богом и родителями. Таким образом, хочу сказать, что жить качественно – это Искусство. Стало быть, если есть какое-то «искусство» жизни, то в нём не может не быть раздела о разных формах проявления этой жизни, в том числе, не может не быть раздела об умении держать своё тело и дух заточенными под прикладные цели и задачи. Такие как, умение сохранять свою жизнь и здоровье в крайне опасных условиях среды и социума. Айкидо – как раз таким Искусством и является, сутью которого есть не способность сломать или уничтожить кого угодно, а, как раз наоборот: способность не допустить развития событий в русло терминальных состояний жизни.

Айкидо – искусство мира, как говорил его основатель, Морихэи Уэсиба, поставивший своей целью внести в культуру единоборств храмовые технологии. Такие как, правильное дыхание; успокоение ума с помощью методик Дзэна; глубокое погружение в прикладную теологию; совмещение принципов Кодекса Самураев с потребностями времени и тактикой ведения боя; философию Любви и признания авторитета канонических писаний дальневосточных сакральных знаний. Всё это целиком и полностью базировалось на принципах уважения Природы, гармоничного с Ней уживания на фоне материальных потребностей, ибо мы – зависимые от своих потребностей существа, которые, на сегодняшний день, практически забыли о необходимости гармоничного соотношения себя с Природой. В чём основная цель и задачи дальневосточных «закрытых» стилей Будо (воинского искусства), в отличие от их «внешних», спортивных модификаций, доступных для изучения и имеющих целью общественный и коммерческий интерес. Почему коммерческий? Потому что, если из искусства наносить увечья сделать шоу (и скрыть при этом, что в основе Будо стоит совсем другая задача, например, гармонизация себя и среды), то за всем этим стоит древняя потребность публики до «хлеба и зрелищ». Наибольшее количество зрителей во все времена собирали театрализованные ристалища и, на примере Колизея, жажда до крови у приматов в генах. «Закрытыми» некоторые стили Будо считаются ещё и потому, что в них существуют определенные принципы набора учеников. Кроме того, их «закрытость» является следствием прикладного характера методик, т.е. искусство самураев вести бой – это не что иное, как искусство прекращения чьей-то жизни.

Айкидо целиком и полностью базируется на принципах Кэндо, «искусстве меча». Умение владеть двуручным традиционным японским мечом – катаной – лежит в основании этого смертельного искусства. В наше время оно не потеряло своей категоричности в вопросах «закрытости» обучения и специального «фильтрования» желающих учиться Айкидо. Равно как и то обстоятельство, что целями и задачами остаются все те же Законы гармонизации своего сознания и тела с «дыханием Вселенной», что европейскому уму кажется абсурдом, что, собственно, облегчает работу Сенсея по отбору желающих попасть в школу.

Большое количество разнообразных мифов вращается вокруг всех восточных мистерий и практик. Много шума и пыли около сакральных доктрин. Много ложных заключений и догм, часто ссылающихся на течение времени и перемену особенностей жизни. Подавляющее большинство современных молодых мужчин и женщин в нашей Империи и за её пределами ошибочно полагает, что для достижения поставленных целей в жизни (приобретение имущества, создание брака и вливание в какую-либо группу молодёжи и т.д.) надо тупо идти напролом, нисколько не задумываясь об этичности своей «деятельности» в социуме и природе. Стёрлись все мыслимые границы между порядочностью, тактом, пристойностью и пороком. Предполагается, что раз ты родился на свет, то тебе всё можно. Нет. Мало того, что не всё, так ещё и на оставшуюся часть нужно иметь разрешение. Почти все твердят, что у них своя голова на плечах и не нужен им отеческий надзор и слово старейшины.

О-Сенсей, будучи священником, всегда повторял о необходимости соблюдения правил гармонии, порядка и покоя вовне себя и внутри. Для достижения этого состояния и существует храмовая культура, сохранившаяся во всех действующих храмовых системах и, особенно на Дальнем Востоке, потому что там беспрецедентно силён клановый способ хранения Знания и Его элементов. Знания о Теле, Духе, Уме…

Айкидо – одно из разрешённых для пользования (в «облегчённой» версии) храмовых искусств Будо. Обучение ему трудно и сложно. Изучать Айкидо – тяжёлый труд, но весьма благодарный, ибо затрагивает собой абсолютно все аспекты личности. Заниматься Будо могут, по определению, только мужчины, т.к. женщине нет надобности маскулинизироваться. Однако, всё в тех же рамках современной, европейской подачи Будо («пути воина») изучать Его неглубоко могут и женщины для развития в себе некоторых прикладных способностей: дыхание, гибкость и возможность найти свой центр тяжести.

Один из главных мифов – несерьёзность и недейственность Айкидо. Есть ли необходимость Волге показывать свою скрытую мощь и навязывать о себе мнение, как о величайшей реке планеты? Если во «внешних» стилях единоборств для выигрыша поединка надо применить свою силу, скорость своих мышц, гибкость своего тела и реакцию, которая на бессознательном уровне материализуется в тот или иной удар, блок и передислокацию конечностей, то в Айкидо ничего этого не надо. Но нужен гораздо более сложный набор ресурсов, который вынужден включать в бой иные структуры и способности организма. Например: попробуйте расколоть чубук дерева на дрова, применяя только лишь силу рук, держащих топор. А потом попробуйте его расколоть не силой рук, а, более того, вовсе без силы рук, и лишь силой мышц живота! В данном примере неуместно даже говорить о «мышцах» живота, потому что и они тут не участвуют. Здесь участвует нечто, что на Востоке называется Танден или Дань-Тянь. По-русски это образование называется брюшной чигирь. Или место концентрации жизненной силы или энергии.

Собственно говоря, изучение Айкидо – это попытка найти «связь» между своим «я» и, иронично выражаясь, своим пузом. «Несерьёзность» Айкидо – это такой же фарс и недалёкость некоторых ленивых умов, которые не в состоянии сделать ни с собой, ни со своими жизнями ровным счётом ничего. Гораздо проще сидеть на диване и разглагольствовать о том, чего не знаешь. Разве может быть «несерьёзным» искусство боя, в котором во время занятий используется имитационное и боевое оружие? Семантически, сам бой, целью которого является задача нанести увечье или окончание чьей-то жизни не может длиться долго. Сколько времени у вас уходит на то, чтобы мухобойкой пришлёпнуть муху?

Но, помимо таких прикладных задач, как научить мужчин выживать в схватке, а женщин – уметь достойно избегать столкновения с агрессивными мужчинами в жизни, в Айкидо и в нашей школе, в частности, существует основной ряд целей. Это: умение совладать со своими комплексами, страхами и пороками; научиться не быть агрессивным и ладить со всей окружающей средой; оздоровление своего организма и умение им управлять; эстетика боевого рисунка или рисунка боя, что является основополагающим элементом Будо; изучение или достаточное понимание философского аспекта Будо; изучение культуры Востока и Славянского мира